Как правильно рассчитать текучесть персонала?
В контакт-центре, как и в других коммерческих организациях, для эффективной деятельности важно организовать грамотную работу с персоналом. Оценивать качество такой работы можно посредством различных показателей, в том числе и косвенных, но основным был и остается коэффициент текучести кадров в компании.
Для чего используют коэффициент текучести персонала
Коэффициент текучести персонала показывает, насколько часто из компании уходят специалисты, а на их место нанимаются новые. Фактически, это показатель стабильности. Чем ниже коэффициент, тем более стабильным в отношении кадров является организация, и, наоборот, высокое значение указывает на нестабильность при работе с персоналом.
Коэффициент текучести кадров (КТК) рассчитывается по следующей формуле:
(Число сотрудников, освобожденных от занимаемой должности) / (Общее среднесписочное число сотрудников)
КТК обычно рассчитывается за отчетный период. В целом, это нейтральный показатель, но его неизменный рост указывает на серьезные проблемы в отношении кадров. Т.е. в некоторых сферах коэффициент изначально может быть высоким, но практически не меняться, а в других, если сотрудники испытывают неудовлетворенность по зарплате, условиям труда и отдыха, конфликтуют с руководителями, будет наблюдаться быстрый рост КТК, и здесь уже руководству стоит серьезно задуматься об изменении стратегии работы с персоналом.
Любое ли увольнение влияет на текучесть?
В расчет показателя берут увольнение, но, как видно выше по формуле, обозначают такой уход как «освобождение от занимаемой должности». Поэтому важно учитывать, что в следующих случаях освобождение от должности учитывается при расчете КТК:
- Увольнение по собственному желанию.
- Критические нарушения техники безопасности, внутренней дисциплины, постоянные прогулы и иное неподобающее поведение.
- Увольнения по профессиональной непригодности, кроме тех, что вызваны непреодолимыми факторами (иными словами, когда человек не проходит переаттестацию, не удовлетворяет потребностям компании из-за незнания, нежелания учиться).
- Другие причины освобождения от должности, не связанные с государственной или производственной необходимостью.
Производственная необходимость – перевод на новую должность, в другое подразделение компании и иные причины, когда сотрудник освобождается от работы. Государственная необходимость – введение военного положения и призыв резервистов, либо медиков, задействование специалистов в государственной службе и пр., а также отбывания наказания за уголовные и иные правонарушения, другие причины, когда человека снимают с занимаемой должности по запросу государственных органов.
Следующие причины не учитываются при расчете показателя:
- Закрытия филиалов, подразделений.
- Сокращение штата в одном подразделении (офисе, филиале).
- Реорганизация компании, ликвидация отдельных подразделений, направлений деятельности.
- Уход на пенсию.
Виды текучести кадров
Текучесть кадров может быть следующих видов:
- По типу перемещения кадров – внутриорганизационная (текучесть внутри одной компании, корпорации), внешнеорганизационная (уход в другую компанию).
- По относительности – абсолютная (учет всех сотрудников из всех подразделений), относительная (учитываются специалисты отдельных подразделений, отделов, филиалов).
- По причине ухода – активная (сотрудник сам увольняется), пассивная (сотрудника увольняют).
- По конкретной причине ухода – отдел кадров и руководитель прекрасно понимают настоящие причины увольнения даже, если стоит отметка «по собственному желанию», и на эти причины следует обращать внимание в первую очередь при росте КТК.
Формула расчета коэффициента текучести
С учетом вышесказанного общая формула расчета КТК в процентном соотношении будет выглядеть следующим образом:
(Сотрудники, уволившиеся сами + сотрудники, уволенные руководителем) / (Среднесписочная численность за отчетный период) * 100%
Опять же, если истинная причина высокого показателя КТК кроется в неудовлетворительных условиях труда и отдыха, малой зарплате, то есть смысл рассчитывать показатели и отдельно по причинам ухода, чтобы впоследствии менять отношение к персоналу в лучшую сторону.
Абсолютные и относительные нормы текучести
По показателю КТК определяют как текущую относительную ситуацию с текучестью персонала, так и общую абсолютную. Средние значения составляют:
- 3-5% — норма.
- 5-9% — стабильность.
- <3% - застой.
- >50% — большие проблемы.
Для каждой сферы деятельности, а также для должностей перечисленные выше показатели будут разительно отличаться. Например, ТОП-менеджеры и руководители высшего звена крупных корпораций долго не покидают свои места, и для них КТК будет менее 1%, а рядовые продавцы в супермаркетах или на рынках меняются часто, и тут КТК будет уже более 30%, но в обоих из этих случаях данные показатели будут считаться нормой.
Просмотров:
338Поделиться:Похожие статьи:
Что такое выделенный оператор?
Контакт-центр оказывает услуги компаниям по договору аутсорсинга. Это могут быть отдельные услуги, например, «холодные» звонки или опросы, или комплексный проект для повышения продаж, взаимодействия с потенциальными и действующими клиентами.Просмотров: 664
Чем отличаются типы удержания Hold и Mute?
В процессе общения операторов контакт-центра с клиентами по телефону возникают ситуации, когда вызов нужно удержать.Просмотров: 1647
Для кого нужна услуга «холодные звонки»?
Привлечь новых клиентов, заинтересовать их вашим предложением и совершить сделку можно с использованием различных инструментов.Просмотров: 471
Получите консультацию бесплатно!
Свяжитесь с нами.